Выборы в Армении: «проамериканцы» остались за бортом парламента https://cont.ws/@Yurasumy/1155243
А вот блок «Мы», в котором собрались птенцы «соросовского гнезда», пролетели как фанера над Ереваном. Казалось бы, теперь в армянском политическом кризисе можно поставить точку, если бы не несколько «НО», говорящих, что нас впереди ждут много интересных событий.
НО первое – явка избирателей.
Она оказалась рекордно низкой. Менее 49%. И это на фоне максимальной мобилизации именно электората Пашиняна. Не зря же он и половина его кабинета брали отпуска на выборы, а 9 часовый марафон по улицам Еревана с участием главы государства, можно вносить в книгу рекордов Гиннеса.
В то же время, электорат его оппонентов деморализован и по большей части на выборы не пошел. А это значит, что противоречия внутри армянского общества еще не преодолены, и это моет быть предвестником будущих потрясений.
НО второе, «а кто все эти люди».
Самое смешное в нынешних парламентских выборах, что «лидер нации», Никола Пашинян, пошел на них не с теми людьми, с которыми он так долго и упорно боролся против режима республиканцев и с которыми добился высшей власти в стране.
Те самые люди, которых Госдеп США так долго тащил во власть в Армении, и которые составляли костяк партии «Елк», не пошли за своим лидером, а создали другой блок «Мы», который в парламент как раз не попал. Некоторые из них перешли правда в «Просвещенную Армению», которая все-таки смогла выцарапать у «республиканцев» третье место и тем самым стала единственно чисто прозападной партией нового парламента. Но то такое, мелкие неприятности и не более.
При этом «Мой шаг» четко позиционировал себя, как продолжатель внешнеполитической линии Еревана, которая будет несколько изменена в сторону именно «проармянской» позиции (об этом подробнее в «третьем НО»)
По сути в новом парламенте особо ничего не изменилось. Просто произошла замена одной преобладающей проармянской силы на другую, такую же по сути пророссийскую. Но это было очень важное и знаковое замещение.
НО третье – Карабах.
Именно через призму проблемы Карабаха следует понимать все то, что происходит в Армении на протяжении последнего года. А произошла всего-то на всего замена «карабахского» клана на «ереванский».
Обратите внимание на тех людей, с которыми Пашинян выиграл декабрьские выборы. Практически все они «ереванцы» (в широком смысле этого термина). А один из важнейших разломов между ними и правящей до недавна «элитой», стал именно карабахский вопрос. И это случилось очень даже не случайно.рактически все время независимой Армении именно карабахский клан держал бразды правления в своих руках. Главная идеология при этом была следующая, «интересам армян в Карабахе в жертву должно быть принесено все». И это за почти тридцать лет выработало у жителей «торгового города Еревана» очень специфическое отношение к власти. Они боялись открыто говорить, что Карабах, это камень на шее Армении (это можно было расценить как измену), но они не хотели и далее жертвовать ради него своим будущим. А отсюда и такой массовый энтузиазм именно армянской молодежи в апреле-мае.
Ремарка (относится ко второму НО). Причем, эта молодежь выросла уже в той Армении, которая ценила роль России в ее спасении, а потому была чужда не только «карабахцам», но и профессиональным прозападным политикам, которых «ереванцы» именно поэтому и оттерли от власти и фактически выгнали в отдельный политический проект (который проиграл даже «республиканцам»).
Но возвращаемся к Карабаху. Именно во время предвыборной компании вскрылась та линия, которая уверен будет прослеживаться все время нахождения Пашиняна у власти. Официальный Ереван будет все более и более дистанцироваться от Карабаха … и его проблем. Вот что говорит один из ближайших на сегодня соратников Пашиняна по этому вопросу Мхитар Айрапетян:
«Мы являемся сторонниками мирного урегулирования проблемы. Однако мы стремимся привлечь Карабах к переговорному процессу – как одну из сторон конфликта. Потому что считаем, что у карабахской республики есть своя власть, и Никол Пашинян не собирается вести переговоры от имени Арцаха».
Еще дальше и безо всякой дипломатии пошел второй его соратник нового главы республики Сасун Микаэлян, заявивший, что:
«Победа «бархатной» революции в Армении важнее, чем освободительная война в Нагорном Карабахе».
Сравните это с идеологией Армении при «карабахцах».
При этом сам Пашинян уже сегодня максимально дистанцируется от Карабаха и его проблем (его ответ руководству непризнанной республики во время предвыборной кампании):
«Честно говоря, я не очень хорошо понимаю активизацию представителей власти Нагорно-Карабахской Республики. С чего это они активизировались, делают различные комментарии и почему пытаются каким-то образом вмешаться и показать свое присутствие в избирательной кампании по парламентским выборам в Армении?»
Для него проблемы Армении и проблемы Карабаха, это не одно и то же. И он не готов жертвовать интересами своей страны ради своих «карабахских кровных братьев». Об этом пока открыто не говорится, но это прослеживается во всех шагах новой власти.
И очень похоже, что уже в очень скором времени мы увидим, как дороги Армении и Карабаха начнут расходиться. А без полной и безоговорочной поддержки Еревана у Карабаха выбор на самом деле небольшой...
Юрий Подоялка, специально для "Политика Сегодня"